Радио Алания, онлайн радиостанция Осетии
11.08.08 ||| радио ||| История Осетии --- Осетия в конце XIX - начале XX в.
в начало

Осетия в Великой Отечественной войне
Осетия в 20-е и 30-е гг. XX в.
Осетия в годы революций и гражданской войны (1917-1921)
Осетия в конце XIX - начале XX в.
Осетия в середине XIX в.
Осетия в первой трети XIX в.
Осетия в XVIII в.
Осетия в XV - начале XVIII в.
Алания в XIII-XIV вв.
Алания в VII-XII вв
Аланы в Великом переселении народов (коней IV - начало VI в.)
Аланы в I-IV вв.
Сарматы (III в. до н.э. - I в. н.э.)
Скифский мир (VII-IV вв. до н.э.)
Скифы и Кавказ в VIII-VII вв. до н.э.
Кобанское время (XIV-IV вв. до н.э.)
Эпоха ранней и средней бронзы (нач. III - сер. II тыс. до н.э.)
Каменный век

Девятнадцатый век, эпоха зарождения и развития буржуазных отношений в Осетии, стал временем становления осетинской нации и формирования осетинской национальной культуры. Переход в государственное состояние и поворот традиционного общества к просвещению, крушение феодализма и вовлечение Осетии в систему мировых экономических связей привели к преодолению сословности и регионализма, ускорили консолидацию народа, потребовали осознания национальных интересов.
Реформы управления Кавказом, проведенные в 60-е гг. XIX в., сделали территориально-административное разделение Осетии менее дробным. Было введено городское и сельское самоуправление с выборными должностями. С 1871 г. в Осетии действовали общероссийские нормы судопроизводства.
Развитие капитализма подчинило осетинскую деревню интересам рынка, изменило специализацию сельского хозяйства и весь уклад жизни. Производство товарного хлеба потребовало механизации труда и новых агротехнических приемов. Характерной чертой аграрного капитализма в Осетии было широкое развитие крестьянской аренды на землях крупных собственников и казачьих станиц. Земельный голод, нараставший с естественным увеличением населения, породил массовое отходничество (поиск крестьянами работы в промышленных центрах) и социальную категорию «временнопроживающих» (безземельных горцев, переселявшихся в равнинные села без права на общинный надел).
Главные цели крестьянского движения в Осетии - возвращение лесов, отобранных в казну, и горных пастбищ, закрепленных за бывшими помещиками; освобождение от государственных повинностей; борьба против злоупотреблений администрации и землевладельцев.
Последняя треть XIX - начало XX в. - время быстрого роста промышленности и торговли, формирования рабочего класса и развития рабочего движения. Наибольшее значение для экономики Осетии имела промышленная добыча и переработка полиметаллических руд. С постройкой в 1875 г. железной дороги Владикавказ стал важной перевалочной базой в торговле России со странами Ближнего Востока.
Вторая половина XIX - первая четверть XX в. стали для Осетии эпохой Национального Возрождения. Отсутствие национальной государственности и территориально-административное расчленение Осетии сделали культуру главным фактором консолидации, опорой национального самосознания. Многочисленная осетинская интеллигенция объединила в своих рядах выходцев из разных социальных слоев и сумела выразить общенародные интересы. Развитие системы просвещения, появление профессиональной литературы и искусства, создание библиотек и театральных кружков, издание осетинских книг, газет и журналов превратили Осетию в единое пространство национальной культуры. Осью культурной централизации был город Владикавказ - по определению Коста. Хетагурова, «умственный и административный центр осетин».
На рубеже XIX и XX вв. осетинская общественная мысль перестала мириться с колониальным положением народа, лишенного политического единства и не имеющего школы на родном языке. Начался подъем освободительного движения. Художественное творчество и письменная культура сделались неотъемлемой частью политической жизни. Универсальным символом национальной культуры и освободительной борьбы стал Коста Хетагуров - народный заступник- и великий поэт, публицист, художник. Национальная идея и двуединая задача просвещения и освобождения народа выдвинули целую плеяду подвижников народного дела, выдающихся представителей литературы и искусства, науки и общественной мысли. В их числе - создатели классической литературной традиции Сека Гадиев, Блашка Гуржибеков, Александр Кубалов, Арсен Коцоев, Елбасдуко Бритаев, Георгий Малиев, Созур Баграев, Илас Арнигон, Алихан ТоКаев; основоположники профессионального изобразительного искусства Махарбек Туганов, Сосланбек Едзиев, Сосланбек Тавасиев; композиторы Ахполат Аликов и Борис Галаев; общественные деятели и публицисты Алихан Ардасенов, Афако Гассиев, Гаппо Баев, Ахмет Цаликов, Георгий Цаголов, Сослан Темирханов и другие.


сайты осетии - 15rus.ru
разработанно в NextWeb